Кривонос Никита Александрович в 2014 году окончил ГБПОУ КК «Новороссийский музыкальный колледж им. Д.Д. Шостаковича».
С 2014 года работает в «Детской школе искусств №1» города-курорта Анапы преподавателем по классу балалайки и гитары.
За пять лет работы Никита Кривонос создал на базе школы два творческих коллектива – ансамбль балалаечников и инструментальный ансамбль преподавателей, которые активно участвуют в концертных мероприятиях ДШИ-1.
В копилке достижений учащихся Никиты Кривоноса - 16 призовых мест, в том числе:
I место квартета балалаечников на VI Всероссийском фестивале-конкуре «Южная олимпиада искусств» квартет балалаечников;
II место квартета балалаечников, а также учащихся А. Бондарева и Э. Быстрова на V Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах «Жемчужина Кубани»
Гран-при квартета балалаечников, первые места учащихся А. Бондарева, Э. Быстрова, А. Котовой на Конкурсе-фестивале исполнительского мастерства учащихся отделений народных инструментов ДМШ и ДШИ МО г-к Анапа «Юные дарования 2017»
I место А. Котовой, Э. Быстрова, II место А. Бондарева на Открытом зональном конкурсе исполнительского мастерства учащихся - солистов отделений народных инструментов ДМШ и ДШИ (г. Новороссийск).
Никита Александрович Кривонос – один из самых молодых и самых увлечённых преподавателей Детской школы искусств № 1 города-курорта Анапа. В 2019 году у энтузиазма Никиты Кривоноса появился весомый результат: сразу трое его воспитанников, единственные из всей Анапы, стали лауреатами премии администрации Краснодарского края для одарённых учащихся.
О творческом становлении преподавателя и взращивании талантов среди воспитанников школы искусств выпускник Новороссийского музыкального колледжа им. Д.Д. Шостаковича 2014 года, преподаватель по классу балалайки и гитары Детской школы искусств № 1 города-курорта Анапа Никита Кривонос рассказал в интервью.
- Бытует мнение, что заниматься на народных инструментах не очень-то модно. Обычно ажиотаж на фортепианное отделение, но знаю, что и к Вам в класс в этом году выстроилась очередь. В чём секрет такой популярности?
- Интерес к учёбе в основном зависит от того, как мотивирует педагог. На занятиях же не только ученик играет. Я, чтобы заинтересовать, сначала играю пьесу или большое произведение сам. «Ну как, нравится?», - спрашиваю. И точно знаю, какой будет ответ. Потому что у каждого произведения и каждого инструмента есть свой характер. Главное для преподавателя – грамотно это преподнести.
- А что влияет на увлечение музыкой для будущего виртуоза?
- Всё идёт из семьи. Иногда родители никак не связаны с музыкой, но интересуются ею, слушают разные произведения, а не только эстраду, которая на поверхности. Умеют поддержать интерес ребёнка к искусству, ведь он у малышей заложен с рождения: звуки всегда привлекают и удивляют детей.
Мудрость и чуткость родителей – основа любого серьёзного увлечения. В моей семье, во всяком случае, было именно так.
Я родился в Краснодарском крае, в станице Варениковской. Семья обычная. Отец - мастер спорта по борьбе, всю жизнь проработал в спортивной школе. Мать железнодорожник. Старшая сестра художник.
Хорошо помню, как впервые увидел балалайку. Мне было пять лет. По телевизору показывали какую-то сказку, и я просто заслушался: так ладно и звонко пел инструмент в руках у героя сказки. Прибегаю к маме: «Хочу играть на балалайке!» А сестра повела плечом: «Это ж не модно, иди лучше на гитару». Но в музыкальную школу пошёл всё равно на балалайку, правда, со второго класса уже начал осваивать гитару. Так и закончил школу, получив свидетельства сразу по двум предметам: по классу балалайки и по классу гитары. И тогда, и сейчас родители меня во всём поддерживали: когда пошли первые исполнительские успехи, приобрели серьёзный дорогой инструмент. Сейчас стараются приезжать на все концерты и выступления. Ещё очень благодарен своему педагогу, который во многом способствовал моему становлению как музыканта-балалаечника, - Андрею Витальевичу Родионову. Он и сейчас работает в детской школе искусств станицы Варениковской, так что мы коллеги.
- Когда пришло понимание, что хочется связать свою профессию с музыкой?
- В школе искусств. И тоже с лёгкой руки своих преподавателей в школе и колледже. В классе видел малышей, которые только взяли в руки инструмент. В глазах удивление, но интереса полно. Однажды попросил Андрея Витальевича позаниматься с первоклашками. Понравилось и им, и мне. Так периодически и занимался. Показывал интересные техники, разбирал сложные приёмы. Всегда гордился, когда видел результат своей работы. В преподавание пойти не мечтал, хотел просто развиваться в музыке. Хотя, когда наблюдал за лёгкостью игры и мастерством своего преподавателя в Новороссийском музыкальном колледже – Людмилы Васильевны Ермаковой – понимал, что характер музыканта во многом зависит от того, кто рядом.
- И вот пять лет назад Вы окончили колледж и приехали преподавать в Анапу. Вам только исполнился 21 год, многие коллеги были значительно старше. Сложно ли было влиться в коллектив?
- И тогда, и сейчас в школе была настолько доброжелательная атмосфера, то я даже не заметил никаких трудностей. Коллеги приняли сразу, всегда с удовольствием подсказывали и помогали. Когда люди увлечены своим делом, это сразу бросается в глаза: у всех какие-то идеи, планы.
Сразу же нашёл поддержку и со стороны управления культуры. Ведь когда я только приступил к работе, в школе не было балалайки. Но после наших первых серьёзных результатов на конкурсах школе выделили средства, и нам закупили качественные профессиональные инструменты.
- В школе Вы создали музыкальный ансамбль преподавателей…
- Да, как только пришёл работать в школу искусств, мы почти сразу начали вместе музицировать с педагогом по классу гитары – Александром Ивановичем Романцом. Сначала родилась идея сделать взрослый учительский коллектив. Поначалу это был любительский дуэт. Потом решили добавить баян. Так потихоньку расширяемся, растём. Мы же все играем с удовольствием, находим интересные прочтения знакомых произведений, это затягивает.
- Насколько увлечёнными оказались Ваши ученики?
- Думаю, имя Эдуарда Быстрова уже хорошо известно в музыкальном сообществе Анапы. В этом году он окончил школу искусств на отлично, стал губернаторским стипендиатом. Это первый мой воспитанник, которого я обучил искусству игры на балалайке от и до. И все пять лет мы с ним буквально пахали. Хорошо помню, как он уже играл на неплохом уровне, выиграл все зональные этапы, и мы поехали на краевой конкурс в Геленджик. Тогда он был уверен, что по-настоящему крут. И вдруг – только третье место. Ворчит, возмущается, мол, засудили. А я говорю: «Давай останемся на Гала-концерт, послушаем». С трудом согласился. Но после того, как увидел игру победителей, задумался. Всю обратную дорогу молчал. Домой приехали за полночь, еле выудил из него пару слов. «Всё понял. Буду работать дальше», - только и сказал. И вот теперь все видят, как многого он достиг, другие ученики равняются на него.
- Судя по результатам конкурсов у Вас не один талантливый ученик, а целое созвездие. Сложно ли работать с творческими растущими личностями?
- Могу сказать, что у нас очень хорошие отношения. Не то, чтобы мы дружим, бывает нужно и поругаться в педагогических целях. И к характеру каждого тоже подлаживаться надо. Кто-то выступит на конкурсе хорошо, наденет корону, но вовремя может её снять. А кому-то корона не жмёт совсем, так и ходит с ней. Таким приходится безжалостно указывать на ошибки, иначе никакого творческого роста.
Конечно, многое зависит и от позиции родителей. Всегда говорю им, что дети должны идти заниматься музыкой по своему желанию, а не по требованию мам и пап. И ребёнок, стремясь к музыке, должен понимать, что придётся заниматься часами, только при этом условии одарённость перерастёт в успех.
Но и я со своей стороны тоже учусь с каждым воспитанником и в плане подачи материала, и в плане навыков игры. К тому же в мире есть ещё множество конкурсов, куда стоит попасть, уровня которых нужно достичь. Но главное: я уверен, что педагог, который не музицирует сам, не может увлечь ученика. Сила педагога в том числе и в его владении инструментом.
- На отчётном концерте школы в этом году Вы вместе со своим выпускником Эдуардом Быстровым и преподавателем Алексеем Зайковым виртуозно исполнили «Валенки». Специально готовили репертуар для своего ученика?
- Инструмент за годы учёбы Эдуард освоил прекрасно и сегодня играет на уровне выпускника колледжа. Так что специально под него репертуар не подбирали. Если честно, перепробовали кучу пьес, хотели удивить на концерте, остановились на «Валенках». И сделали номер за неделю.
Вообще могу сказать, что по результатам конкурсов исполнителей на народных инструментах наш район в Краснодарском крае – один из лучших. Многие воспитанники сильные, увлечённые. Значит, педагоги Анапы умеют и вдохновить, и научить.
- После исполнения «Валенок» зал буквально взорвался овациями, настолько сильным и эмоциональным было выступление. Не появляется ли после такого жаркого приёма публики желание выступать с концертами?
- В Анапе меня приглашают на концерты. Но пока играю редко: много времени уходит на преподавание. Сейчас у меня 50 учеников, работаю педагогом ещё и в Гостагаевской школе искусств. Но уверен, что свою мечту - сделать более массовый коллектив, оркестр народных инструментов вместе с преподавателями и учащимися - я реализую. Пока в школе искусств нет для этого помещения, но знаю, что при желании место для занятий находится всегда.