Имя в культуре Анапы
Валерий Степанов: «Главное - это любить свое дело. Любое дело»
Перед началом уличного концерта руководитель народного концертного духового оркестра Валерий Евгеньевич Степанов рассказал об участии в V Краевом открытом конкурсе духовых оркестров «В городском саду играет», а также о том, каким должен быть дирижер, почему необходимо говорить со зрителем и как сделать так, чтобы работа стала любимым делом.
Валерий Евгеньевич родился 25 ноября 1942 года в селе Кушва Кушвинского района Свердловской области.
В 1967 году окончил музыкальное училище в городе Артемовске по специальности «Труба».
В 1974 году окончил Алма-Атинскую государственную консерваторию по специальностям «Труба» и «Дирижирование».
42 года является руководителем народного концертного духового оркестра в Анапе.
Награжден медалью «За трудовое отличие». В 1995 году ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Кубани», также награжден медалью «За выдающийся вклад в развитие города-курорта Анапа», имеет звание «Почетный гражданин города-курорта Анапа».
Ваш коллектив занял первое место в V Краевом открытом конкурсе духовых оркестров «В городском саду играет». Но это никого не удивило – оркестру Анапы равных в крае нет. Расскажите, как вас принимают на таких площадках? Боятся, уважают?
Даже те, кто никогда нас не видел, уже были наслышаны о нас. Мы ехали в Краснодар и знали, что с нами хотят встретиться, нас ждут. После официальной части конкурса мы дали сорокаминутную концертную программу. Публика была очень довольна, не слышали такого никогда. А в жюри спрашивает: «Откуда у вас такие находки? Почему такое решение?» Отвечаю: «Нашему оркестру 45 лет, из них 42 я дирижер. Оттуда оно все и берется». Как в старом анекдоте – из тумбочки. Они свою работу сделали, но на гала-концерт все равно пришли. Говорят: «Оркестр из Анапы послушать».
Мы подготовили новенькое совсем, свеженькое к награждению. Заранее все здесь отрепетировали, чтобы солисту-инструменталисту было уютно, хорошо, и оркестру приятно. Не обошлось без остановок, обсуждений. Обычно такого не бывает. Но зритель нас любит и обязательно простит за временные неполадки. Все же ради них. Извиниться надо, что в воскресенье концерта не дали. Устали в Краснодаре. Выступали при 44 градусах в тени.
Как подбирается репертуар? Голосование или же сами решаете?
Когда коллективу что-то не понравится, конечно, принимаю к сведению. А в остальном – принцип единоначалия. Узурпатор я. В хорошем смысле. Дирижер и должен быть узурпатором. Если нет – ноль ему цена. Вот были мы на конкурсе. Слушали мы все эти оркестры, и призовые места тоже. Играют, бесспорно, на уровне. Просто я хотел дать показательный концерт, чтобы коллеги увидели, как мастерство может сочетаться с тем, что все музыканты получают удовольствие от игры, и при этом не боятся сделать ошибку. Только на такую работу, как руководитель, я настраиваю свой оркестр.
Но в этот раз некоторые не дождались завершения фестиваля. Кто далеко живет, сразу же уехали, у всех дела. А этого нельзя было делать. Надо было побыть и послушать, если приехал оркестр высокой квалификации.
Расскажите далеким от музыки, кто такой дирижер. О его труде.
Дирижер это самое главное в оркестре. Потому что это репертуар, это трактовка произведения, это вкус. Много раз наблюдал за коллективами. К игре не придраться, но безвкусица полная. Недоработка дирижера. А у нас вот даже фрагменты. Там все звучит шикарно. Даже самому нравится.
В отличие от военных дирижеров, такие дирижеры, как я – у них и оркестр звучит по-другому. Тот же концерт, что играем мы, оркестр под управлением военного дирижера играет маршеобразно. А у нас это все по-другому. Потому что у меня академическое образование. Если уж классика, то она на месте. Концерт, посвященный моему 75-литию, выложили в сеть. И кто не слушает - хорошие отзывы оставляет. Нравится, значит, мой оркестр.
Духовой оркестр - самый востребованный коллектив. Любое крупное мероприятие не обходится без вас. Чувствуете волнение или это все уже вошло в привычку?
К этому привыкаешь. Выступать здесь - уже обыденность. Просто выходим и играем без ненужной суеты, в радость. А когда что-то серьезное, конечно начинаю осмысливать, что буду делать, вдруг что-то не так, чтобы не выдать отсебятину, новшество. Тут-то не понимают и строго не судят. А там нужно все выдерживать как было задумано.
Летом мы ударно работаем на общегородских праздниках и регулярно выступаем на «Ракушке». Приучили публику. «Ракушка» – это моя была забота. Сделали нам ее бесплатно. Крышу казачий рынок построил. Палубу эту сначала велосипедисты поломали. Пришлось новую делать. Надо сказать, что в Краснодаре и этого нет. Какая-то стенка в парке. Как мои говорят: «Потому что у них нет Степанова». Сам себя не похвалишь, кто тебя похвалит?
Что характеризует Ваш коллектив? Назовите самые важные черты? Появились какие-то правила?
В оркестре у нас есть майор, два подполковника – военные дирижеры, и полковник. С дисциплиной все в порядке. Еще у нас не модно пить. Я просто всегда спокоен. Знаю, что все придут. Если что не так, один мой звонок и все становится на свои места. Очень переживаю, когда кто-нибудь опоздал. Есть причина - переживем. А если без причины? Прийти за пять минут! Но ты же не готов! Меня это раздражает. Но потом стараюсь успокоиться. Пожурю, конечно, немного. Но все знают, что я горжусь своим коллективом и люблю его. Они мне все как дети. И все выдающиеся.
Когда приходят новые музыканты, как проходит их адаптация?
Сразу скажу, что все они хорошие «приобретения». Если к нам хотят, то хотят долго, если приходят, то не жалеют. И я доволен, и коллектив доволен. На них возлагаются большие надежды. Привыкают, а в перспективе становятся солистами.
Вот пришла к нам Анечка Рамакаева. Только так ее и называю. А еще внучкой. Мое и наше солнышко. Работает всего шесть месяцев, а уже успела заочно поступить в Ростовскую консерваторию. Старшее солнышко – орган наш - Марина Дьяченко. Долго хотела к нам попасть. Все сыграть может. Есть у нас Константин Милёшкин - играет на тромбоне. Отставной военный дирижер. Образцовый эстрадно-духовой оркестр ДМШ № 1, которым он руководит, участвовал в «Спасской башне». Теперь поедет в Санкт-Петербург на акцию к 75-летию мелодии гимна России. Нет таких больше музыкантов. Только у нас. Это чудо. И все у нас чудо.
Вы постоянно работаете со зрителем. Это обязательное условие?
Это просто необходимо делать. Для этого, чтобы не кричать, мы постепенно приобрели необходимую аппаратуру: микрофон, колонки, пульт дирижерский и еще по мелочи. Сразу солистов больше появилось. Новые номера. Показываем все наши таланты.
Мы во многом повлияли на нашу публику в плане воспитания. Они уже знают многое. К примеру, когда играем вальс Евгения Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», я рассказываю, что это один из четырех музыкальных шедевров XX века, признан ЮНЕСКО. Такие отступления, реплики дополняют концерт, мы не отдельно от зрителя, а вместе с ним. Иногда и на место поставить кого-нибудь нужно, сигнал подать, когда можно благодарить оркестр, а когда отсрочить аплодисменты.
Организаторы фестиваля в Краснодаре хотели сами вести мою программу. Сразу отказался, вести нам ничего не надо. Сам все веду. Так потеряется связка, наше очарование, атмосфера станет неживой. Искусственность нам ни к чему. Мы сами можем. Уже за годы привык. Кричал раньше без микрофона, но по-другому не могу.
Как менялись за все это время Ваши предпочтения в музыке и предпочтения публики? Общие они или разные?
Мы многожанровые. У нас и классика и эстрада, и джаза касаемся, старинной музыки. У нас есть Моцарт в современных ритмах. Принимают его просто на ура. Он новые краски приобретает. Я лично до беспамятства люблю семейство Штраусов.
А публика всегда ждет и что-то знакомое, чтобы поностальгировать, и что-то новое, и, конечно же, классику, чтобы просто остановиться, послушать, как звучит красиво.
Как Вы стали музыкантом?
Это воспитывалось с детства. У меня мать училась в Киевской консерватории, была вокалисткой. А потом родители не смогли ее субсидировать, и она ушла в медицину. У меня все медики, и жена и дочь, и мама, и тетя, и дед еще был. Даже внук закончил Донецкий мединститут с красным дипломом, интернатуру, а теперь поступил в Санкт-Петербург на бюджет.
Я воспитывался в интернате, а там, кроме общего образования, мы развивались спортивно и творчески. Даже был кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике. Я и сейчас в форме. Главное - это любить свое дело, любое дело. С самого начала у меня было так. Работа стала любимым делом.
С кем бы Вы хотели встретиться, поговорить?
Прошлое уже не вернуть. Его нет. Как и будущего. Если уж говорить о прошлом, мне в память врезалась именно учеба в музыкальном училище. Плеяда музыкантов была просто замечательная. Наше училище закончил знаменитый дирижер Натан Рахлин. Он был дирижером симфонического оркестра. Есть фильм «Цветы запоздалые». В нем звучит музыка Берлиоза «Неоконченная симфония» и там он играл дирижера.
В училище были очень хорошие традиции. Все занимались так, чтобы быть лучше друг друга, но при этом без обид и зла. Такая здоровая конкуренция. Все хотели играть соло. Невероятное время и люди.
Дайте совет юным музыкантам наших музыкальных школ и школ искусств.
Чем больше будешь заниматься музыкой, любым делом, тем ты больше его полюбишь. Тогда непременно все будет получаться лучше. И появится любовь. А если не будет получаться, надо перебороть себя.