Имя в культуре Анапы

Кристина Халецкая: «Народной песней можно рассказать целую жизнь»

Потомственный музыкант, горячий поклонник народной музыки и одна из самых молодых руководителей народного песенного коллектива. В рубрике «Имя в культуре Анапы» руководитель народного ансамбля казачьей песни «Зарница» и фолк-группы «Родонея» Кристина Халецкая размышляет о роли народного творчества в современной жизни, его сохранении и популяризации.

Кристина Николаевна Халецкая (Глушенко) родилась в 1988 году в Екатеринбурге в семье музыкантов.

В 2003 году окончила детскую музыкальную школу по классу фортепиано.

В 2005 году окончила школу при Институте музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета, получив специализацию «хормейстер, учитель музыки».

В 2009 году окончила дирижёрско-народно-хоровое отделение Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского по специальности «хоровое народное пение».

В 2014 году окончила факультет музыкального искусства Московского государственного института культуры по специальности «народно-хоровое творчество».

В 2014 году в городе-курорте Анапа создала фолк-группу «Родонея», в этом же году возглавила народный ансамбль казачьей песни «Зарница».

Замужем, воспитывает дочь.

- Кристина Николаевна, о Ваших родителях в Екатеринбурге слагают легенды. Расскажите немного о них.

- Я тоже ими очень горжусь. Моя мама – Тамара Борисовна Глушенко – известный в Екатеринбурге хормейстер, заслуженный работник культуры России. Закончила Уральскую консерваторию по специальности «дирижёр академического и народного хора». В 1975 году основала и стала руководителем хора в Уральском государственном лесотехническом университете. Коллектив был самодеятельным, и быстро показал себя не только внутри вуза, но и во всей Свердловской области. Затем был создан хор на базе Свердловского научно-исследовательского института химического машиностроения – НИИхиммаше – «Уктусские зори». А в 1981 году маме предложили создать группу в Екатеринбургском высшем артиллерийском командном училище – ЕВАКУ. Там была мужская группа, и тоже очень сильная. С того года начались совместные репетиции хоров. Помню, молодёжь очень стремилась туда попасть: петь в хоре под руководством Тамары Глушенко было невероятно престижно.

На одной из репетиций в начале 80-х годов они познакомились с папой – Николаем Сергеевичем. Он был дирижёром военного оркестра СВПТАУ (ЕВАКУ) – танко-артиллерийского училища в Свердловске. Полковник запаса, начальник военно-оркестровой службы Приволжско-уральского округа, выпускник Военно-дирижёрского факультета при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Служил в Москве, Благовещенске, Германии, Санкт-Петербурге, был дирижёром военного оркестра артиллерийского училища в Екатеринбурге. Два ярких, увлечённых человека. Конечно, они друг друга нашли и скоро поженились. Когда я родилась, кажется, мама и в декрете не была. Маленькой помню только репетиции, гастроли. А летом её студенческий хор буквально жил на Черноморском побережье: с утра собирали виноград, зарабатывали, а вечером выступали в санаториях и пансионатах. Так у меня и осталось в памяти: море, песни, виноград. Нисколько не удивилась, когда родители решили построить дом и переехать на пенсии к морю.

Но бывших музыкантов не бывает, да и работать они привыкли на совесть. Поэтому, когда мама и папа только переехали и принесли своё портфолио в управление культуры Анапы, им быстро нашлось применение. Ведь папа с юности был баянистом, окончил музыкальное училище по классу баяна в Благовещенске Амурской области, а ниша русской народной песни на селе в Анапском районе была пустая. Сейчас они руководят хором русской песни «Любава» в хуторе Красном. Иногда приезжаю к ним на репетиции, наблюдаю, что их артисты стоят и поют два с половиной часа как положено профессионалам, хотя коллектив возрастной. Все дружат, сами шьют костюмы, а обычное поздравление с днём рождения превращается в настоящее представление: втайне готовят юмористические сценки и разыгрывают их перед именинником. А ещё, и профессионалы меня поймут, отличительной чертой «Любавы» является трёхголосное пение, где мужская группа исполняет свою партию, не дублируя женские голоса.

Мама по-прежнему не может жить без студентов. И, как когда-то, занимается с хором Института береговой охраны ФСБ России с мальчиками и в МГГУ им. М.А. Шолохова с девочками на базе этих учебных заведений.

- А Вы приехали в Анапу уже дипломированным специалистом?

- На дворе было лето 2009 года, моё музыкальное училище было позади, а впереди – первый курс Московского института культуры. Планы были грандиозные, но никак не связанные с переездом родителей. В Екатеринбурге я тоже с самого детства пела в хоре. Много училась, с подружками вместе музицировали, что-то постоянно придумывали. В училище на каждом курсе был свой ансамбль, серьёзная хореография, народное творчество, мы знали все обряды. Тогда буквально дышала народной культурой, погружалась в неё.

Поступать в Москву поехала из Екатеринбурга. А в ноябре после первой сессии приехала к родителям в Анапу. Солнце, тепло, все радостные. Нахлынули детские воспоминания про черноморские гастроли. Призадумалась. В Екатеринбурге – вся жизнь, перспектива петь в Уральском народном хоре, а здесь – неизвестность, но вдохновение и манящее удовольствие. Конечно, родители тоже звали к себе, но не настаивали. Наверное, могла бы остаться и в Москве, настолько великолепной была творческая атмосфера в вузе. Студенческий городок находился на берегу канала имени Москвы, там и пляж, и общежития, и парки. Посторонних нет, только и видишь: тут поют, здесь играют, там танцуют. Мы с сокурсниками тоже не просто учили, что дают, но и творчески напитывались друг от друга. Многие из нас уже тогда были руководителями коллективов, участниками профессиональных хоров и ансамблей разных регионов России. И, когда собирались вместе, совместно отсматривали видео выступлений, критиковали, подсказывали, хвалили за нестандартные и новые решения, обсуждали.

Я училась, а родители постепенно обустраивались в Анапе. И так вышло, что после очередной сессии в 2011 году со всеми вещами переехала к ним. В мае начала петь в «Зарнице», тогда коллективом руководил заслуженный работник культуры России Анатолий Михайлович Буренков. Параллельно была педагогом вокала и хора в Детской школе искусств № 2. Работала с Ириной Эдуардовной Базель и её ансамблем «Соловейко».

В 2014 году мы с коллегами из Анапы съездили на Сочинскую олимпиаду, сдружились, многое узнали друг о друге. Я поняла, что у меня много единомышленников. Там же сдружились с Марией Свиридовой, которая уже много лет проработала в Городском театре и народных певческих коллективах Анапы. Сейчас она – мой мудрый друг и советчик во всём, коллега, которая всегда поможет в трудную минуту. А весной 2014-го мы решили официально создать фолк-группу «Родонея». Хотели петь не только казачьи, но и русские народные, уральские, сибирские, украинские, белорусские, вообще славянские песни. Пришла к директору Городского театра Татьяне Павловне Залесской узнать про помещения для репетиций. А она меня огорошила: «Образование у тебя качественное, бери в свои руки «Зарницу», и на «Родонею» время и место найдёшь».

- Как решились в 23 года взять в свои руки возрастной коллектив с уже устоявшимися традициями, званием?

- После ухода из жизни Анатолия Михайловича коллективом руководила Ольга Григорьевна Малашкина. Спустя время она выбрала для себя работу с детьми. «Зарница» осталась без руководителя. Тогда я здорово переживала, принимая такое предложение. Ведь на тот момент в «Зарнице» почти все были старше меня кто на десять, а кто и на все двадцать лет. Многие воспринимали меня как маленькую девочку.

Но у меня были свои планы по развитию коллектива. Правда, первым делом решила навести элементарный порядок: дисциплина в «Зарнице» хромала, за ансамблем закрепился статус «вечно опаздывающего». Естественно, со стороны старших товарищей был протест, многие не захотели поддерживать новые правила, конфликтовали, выторговывали себе комфортные условия.

Даже не знаю, как удалось пережить те годы. Наверное, помог и опыт, который невольно переняла у мамы во время хоровых репетиций в детстве и юности, и опыт работы с «Родонеей», когда по-настоящему попробовала раскладывать и разучивать незнакомые народные песни.

Да, у меня было образование, много знала и умела в профессии, да, ощущала поддержку и близких людей, и руководства Городского театра. Но всё равно боялась не оправдать надежд. А ведь мне не просто надо было завоевать авторитет среди коллег, но и сделать так, чтобы «Зарница» избавилась от клейма «опыздывающего» и заявила о себе ярко и громко. И вот эту уверенность в себе и в том, что веду коллектив в правильном направлении, я растила в себе долгими днями и ночами. Так хотелось взрастить душевную атмосферу в «Зарнице», и чтобы рядом были люди, которые не просто приходят петь за зарплату, а по-настоящему любят народное искусство и хотят в нём развиваться.

- Что для этого делали?

- Старалась подбирать репертуар, чтобы каждому было интересно. Чтобы именно это хотелось петь. В первый же год закупила в «Зарницу» шашки. Пригласила молодого парня, который ловко и профессионально занимался фланкировкой, добавили в исполнение хореографию. И зритель это раскусил мгновенно: с каждого концерта нас стали провожать овациями. Разумеется, артисты это тоже почувствовали, появился азарт, особый настрой. Сейчас в нашем коллективе – самые верные, те, кто не может жить без песни и фольклора. Вижу, как они дорожат этой работой, ценят общие усилия, задачи, атмосферу.

- Где находите интересный репертуар?

- Часть песен использовала из тех, что учили в училище и институте. Брала самые яркие номера. К тому же у мамы богатейшая библиотека сборников народной хоровой музыки. Не так давно обнаружила телеканал народной музыки – «Жар-птица», там круглосуточно поют и танцуют народные коллективы, и государственные, и самодеятельные. Когда нахожу время, сажусь перед экраном с листочком. Понравилась песня – ищу ноты. Если совсем ничего не нахожу, то сажусь, расшифровываю. Освоила на компьютере программу «Сибелиус», записываю в ней ноты.

А то и в библиотеку загляну: всегда хочу знать историю песни. И перед тем, как разучивать, прихожу с материалом, рассказываю артистам: кто автор, откуда она пошла, в чём особенность, где корни мелодии и слов. К репетициям готовлюсь, наверное, тщательнее, чем в когда-то в школе к урокам.

Так неожиданно для себя узнала, что композиция «Когда мы были на войне», которую многие считают народной казачьей песней, довольно молодая, ещё и авторская. В 80-х годах простые и берущие за душу слова стихотворения Давида Самойлова «Песенка гусара» автор музыки Виктор Столяров положил на музыку, стилизованную под народную.

О том, что мы ищем не очень распространённые казачьи песни, а известные и популярные композиции исполняем по-своему, уже давно знают в крае. Часто звонят с телевидения Краснодара: «Дайте нам песни, которые не поёт «Кубанский казачий хор», «Кубанская казачья вольница» и «Криница». И я всегда стараюсь найти редкие песни, подобрать оригинальную аранжировку, чтобы по-настоящему отличаться от наших кубанских мэтров.

Регулярно покупаю книги. Наша кафедра выпускает ограниченным тиражом сборники для народного хора. Там и ноты, и диски с записями фольклора. Всегда подгадываю, чтобы успеть купить их.

- С таким серьёзным подходом Вы и хореографов соответствующих приглашаете?

- Хореографов, знающих специфику сценического движения песенного коллектива, мы искали долго. И нашли. Сейчас плодотворно работаем с супругами Еленой и Сергеем Малашенко. Они профессиональные хореографы, танцоры-народники, руководители детского коллектива «Самоцветы». Елена прекрасно знает все тонкости и стилистику танца, а Сергей здорово владеет шашками. Могу сказать, что это совершенно свои, родные по духу люди. Оба любят народный танец, буквально живут им. К тому же знают все тонкости работы с певцами. Находят такие движения, чтобы дыхание не сбивалось, исполнялось артистами просто и легко, а смотрелось при этом красиво и сложно.

- Откуда у Вас, совсем молодой ещё девушки, возник такой неподдельный интерес именно к народному искусству?

- Уверена, что впитала это в глубоком детстве. Народная песня – это всегда характер и душа. Иногда поёшь, и открывается смысл жизни. В одной песне можно прожить целую жизнь.

Народная песня хороша ещё тем, что она доступна каждому. Я вообще считаю, что в семье должны петь. Только так впитывается родное, так сохраняется культура. Пока культура живёт, жив и народ. Сейчас и государство это понимает, недаром же несколько лет назад добавили бюджетных мест на народных отделениях в вузах. Благодаря этому молодёжь в нашей среде поёт всё больше и больше.

- В 2020 году «Зарница» отмечает юбилей. Поделитесь планами на этот знаковый сезон.

- Очень хотим поехать на серьёзные гастроли. И дело даже не в организации процесса. У всех семьи, дети. Сложно подгадать так, чтобы было удобно всем. Но мы к этому стремимся. Пока в нашей копилке одно серьёзное выступление в Москве, когда в 2017 году на Днях Краснодарского края в Москве «Зарница» выступала вместе с «Викторией» и «Росами». Впечатления незабываемые!

Ещё хочу организовать собственную хореографическую группу, хотя бы четыре пары танцоров, чтобы сделать совместные номера. Так у нас будет уже полноценное объединение: оркестровая группа, хоровая группа на 12 человек и танцоры. Конечно же, всегда ждём молодых людей в коллектив. Мужские голоса и стать очень обогащают ансамбль.

Танцоры нам нужны и ещё для одного грандиозного плана. К 20-летию коллектива серьёзно продумываю постановку театрализованного вокально-хореографического обрядового действа. Этому мы научились в Московском институте культуры, и в отдалённых планах – воплотить в жизнь многие задумки. Поставить «Масленицу», «Колядки», «Ивана Купалу». Меня уже поддержали специалисты-театралы в нашем Гортеатре, согласны помочь во всём. Поэтому сейчас вынашиваем идею. Хотелось, чтобы зритель просто ахнул. К тому же коллектив сейчас в такой форме, что полноценно может сделать и показать в рамках образовательной программы для казачьих классов постановку любой тематики.

- Кто Ваш тыл?

- В первую очередь, родители. А ещё муж Максим. Мы познакомились в Екатеринбурге. И, наверное, надёжнее и сильнее человека я не встречала. Хотя знаю, насколько хлопотным и неудобным членом семьи являюсь сама. Почти все вечера и все праздники у меня выступления, гастроли. Ночами сижу за нотами, а с раннего утра уже звонки. Но, несмотря на то, что он инженер, начальник производства на предприятии в сфере металлообработки, где нужна точность, сосредоточенность, чёткость во всём, Максим посвящает массу времени и семье, и дочке. В свободное время помогает со всеми оргвопросами, подвезёт, разгрузит костюмы и декорации. Но самое главное – это настоящий и понимающий друг. Наверное, судьба подарила мне такого человека в обмен на искреннюю любовь к жизни, как не быть от этого счастливой?

Войти

Вход на сайт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня
Купить билет